Про уродов и людей
Конец прошлого века. В Петербург прибывает и открывает там дело загадочный немец Иоганн (Сергей Маковецкий). Он визуализирует мазохистские фантазмы, материализует сюжеты подсознания, а затем предъявляет их доверчивым, одержимым неуемной жаждой познания горожанам.
Две благополучные с виду семьи попадают в его руки, руки производителя порнопродукции, владельца фотостудии, в подвальном помещении которой создан некий фотографический театр Маркиза де Сада. Престарелый инженер Радлов (Игорь Шибанов) и его юная дочь Лиза (Динара Друкарова) равно интересуются фотографическими открытками странного содержания: старуха в чепце занесла розгу над обнаженными женскими ягодицами. Втайне друг от друга члены семьи разглядывают необычные картинки, а затем прячут их неочевидный смысл в тайник обеспокоенной души. Сторонний взгляд механической фотокамеры сделал свое черное дело: девушка впервые увидела себя нагой. Точнее, осознала этот факт как моральное событие, подлежащее оценке, властно требующее выбора. Он снимает фотографические открытки с униженной наготой человеческого тела, вызывающие похоть и злорадствующее торжество власти. Позируют: слепая женщина, совсем молоденькая девушка, сиамские близнецы. Взгляд фотографа, умеющий увидеть в девочке ангельские кудри и милую улыбку, и тот же взгляд, разлагающий тело, взгляд порнографа. Иоганн, отмеченный дьяволом, Иоганн, убивающий душу. Именно он постепенно разрушает благополучие семей и превращает обычных людей в уродов. И аромат порока охватывает мир...
Кроме того, Иоганн предлагает соблазненной им девушке руку и сердце. Однако и это еще не все. В чистую сердцем героиню без памяти влюблен достойный ее юноша Путилов (Вадим Прохоров), подмастерье Иоганна, попавший в долговую зависимость от немца. Подлинные чувства в мире чистогана? Но какой может быть их судьба в капиталистических отношениях, умеющих подчинить себе самую преданную натуру?
А чего стоят отношения с Виктором Ивановичем (Виктор Сухоруков), компаньоном и ближайшим помощником Иоганна! Этот злонамеренный проходимец в одно мгновение разрушил благополучие, царившее в доме некоего замечательного доктора. Во-первых, Виктор Иванович соблазнил и привлек к съемочному процессу слепую супругу врача Екатерину Кирилловну (Лика Неволина). Во-вторых, похитил его приемных детей - сиамских близнецов Толю (Чингиз Цыдендамбаев) и Колю (Алексей Де), превратив их сначала в экзотическую фотомодель, а затем в предмет артистических забав петербургской общественности. Один из мальчиков влюбляется в соблазненную Иоганном девушку. Появляется и старая няня необщительного Иоганна (Ольга Страумит) - его единственная привязанность и одновременно персонаж, осуществляющий экзекуцию.
В финале немец плывет на льдине по Неве. Что это? Он исполнил свою миссию и скрылся? О чем фильм: о влиянии Запада, о людях и уродах или же о не возможности их раздельного существования в мире? Даже и теперь эта попытка Алексея Балабанова рассказать о хрупкости человеческой души, о неадекватности видимого и сущего остается едва ли не единственным опытом подобного рода.
Балабанов изначально создает четкие границы: люди и уроды, добро и зло. Этот контраст особенно заметен благодаря вирированному изображению. Но, затем, он "подбрасывает" Иоганна, как кривое зеркало. Весь мир переворачивается: мы перестаем понимать, где люди, а где уроды; где добро, а где зло. Они так же неразрывны, как и сиамские близнецы. Чтобы показать это Балабанов делает одного из них пьяницей, а другого безнадежно влюбленным, чистым созданьем. "Мученики" пытаются сбежать от своих "мучителей", но это оказывается невозможным, так как мир превращается в замкнутый круг из бесчисленных клетчатых чемоданов. А потом, сами "жертвы" уже не могут существовать без "палачей": главная героиня - Лиза, не успев избавиться от Иоганна, тут же прибегает к услугам публичного дома. Один из близнецов умирает от алкоголизма, а второй не может жить без первого. То есть добро не существует без зла. Иоганн, потеряв своих "моделей", идет в кинематограф, чтобы увидеть их на экране, и плачет.
Этот фильм режиссера Алексея Балабанова ("Война", "Брат", "Брат 2", "Река", "Замок", "Счастливые дни") с участием Сергея Маковецкого ("Брат 2", "Операция "С Новым годом", "Русский бунт", "Ребенок к ноябрю"), Виктора Сухорукова ("Антикиллер", "Сказ про Федота-Стрельца", "Брат 2", "Брат", "Операция "С Новым годом"), Юрий Гальцев ("Шизофрения", "Улицы разбитых фонарей", "Агент национальной безопасности", "Любовь зла", "Бобака Саскервилей"), Дарья Лесникова ("Брат 2", "Улицы разбитых фонарей"), Анжелики Неволиной ("Приятель покойника", "Я никуда тебя не отпущу", "Собачье сердце") и Динары Друкаровой ("Ангелы в раю", "Дымъ", "Самостоятельная жизнь"). Это история глубоких страстей, снятая в стиле фотографии начала XX века. Очевидна симпатия режиссера к своим уродам и особое понимание секса, как одновременного уничтожения невинности и греха... Алексей Балабанов сделал фильм об опасном любопытстве к изображению в эпоху его технической воспроизводимости.
В 1998 году фильм был награждён "НИКОЙ"
Сайт создан в системе
uCoz