Пианист
Фильм получил 3 "Оскара" в 2003 году
Этот фильм мог бы называться «Человек, которого там не было». Парадокс в том, что снял его как раз режиссер, который в детстве «там» побывал. История знаменитого пианиста, прошедшего ад варшавского гетто и апокалипсис Варшавского восстания, спасенного меланхоличным эсэсовцем-меломаном для того, чтобы снова едва не пасть обряженным в шинель благодетеля под пулями освободителей, чтобы дописать прерванную бомбежкой 1939 года симфонию и создать конкурс в Сопоте, - по всем параметрам эпическая трагедия. Но трагедия, лишенная любого пафоса, отрицающая своей спокойной, чуть удивленной интонацией и «Список Шиндлера» и «Жизнь прекрасна». История, по Поланскому, это что угодно, но только не инфернальное действо. В гетто восстанавливаются все социальные структуры довоенной жизни: с гешефтмахерами, сорящими деньгами и щеголяющими накануне неизбежного расстрела в бабочках, и с умирающими от голода шлемазелями, не сумевшими устроиться при новых хозяевах. А немцы – не демоны, а всего лишь пьяная сволочь, куражащаяся, как быдло из подворотни. Поланский мудро играет с кинематографическими стереотипами, каждый раз обманывая зрителя, жаждущего патетической сцены. Пианист не прилагает ни малейших усилий ни для того, чтобы спастись, ни для того, чтобы сопротивляться. Он – только лишь пианист, не способный даже спасти того, кто спас его. Даже не свидетель, а наблюдатель, для которого пространство исторической трагедии сужается до щелочки, через которую он наблюдает и гибнущее гетто, и агонизирующую Варшаву. Мораль? Если уж попал под каток истории, не лезь в герои, не строй иллюзий и надейся только на случай.
Сайт создан в системе uCoz